Личная парадигма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Личная парадигма » Проза участников » Рассказы, миниатюры


Рассказы, миниатюры

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Случай из практики

Немного о 90-х. Годах. Уточняю, потому, что случайный читатель, родившийся в 2000-х, может и не понять о чем идет речь.

Итак, жарким летним вечером возвращался я домой из поездки по объектам, на которых работала техника моего управления. Необходимое пояснение – находился я в момент описываемых событий в должности начальника управления механизации одного крупного республиканского строительного объединения, уточнять не буду по причинам личным и не личным – и  «Пусть никто не уйдет обиженным»... как у Стругацких в одной книге сказано...
Лето было жарким, даже не помнилось такое время, когда жара не спадала до полуночи. Моя служебная «шестерка» прогрелась за день на солнце настолько, что  рубашка и брюки из легкой плащевки были влажными от пота – открытые окна не помогали, а о кондиционерах тогда никто и не мечтал. До дома оставалось километров тридцать – я уже въехал в пригород. Справа мелькнул указатель населенного пункта, надо было сбросить скорость до разрешенных шестидесяти, но я, укатавшийся за день, просто включил нейтраль и ехал накатом. И зря, из-за неказистого строения автобусной остановки, показавшегося невдалеке, вышел гаишник с жезлом в вытянутой руке и повел им вправо, к обочине.
- «Вот и приехал...», - совершенно усталая мысль пришла в голову. В мою уставшую голову.
Машина доехала оставшиеся метры до обочины, я заглушил мотор и вышел. Подошедший лейтенант козырнул, представился и предложил пройти к автомобилю ГАИ, стоявшему за автобусной остановкой. Мы подошли к машине, правая дверь была открыта и я нырнул в такое же жаркое марево из которого только что выбрался.

За рулем сидел капитан. Он молча протянул мне радар...
Цифры были мне понятны – семьдесят семь километров в час – скорость моей машины. Превышение на семнадцать километров, это много...
- «Не отговорюсь» - я протянул документы капитану. Он отложил радар в сторону и стал рассматривать путевой лист моего служебного автомобиля.
- «Вы, товарищ Кудасов, начальник управления?» - он вопросительно посмотрел на меня.
- «Да, в путевке указана должность»
- «Нарушаем, товарищ начальник, а ведь пример должны своим водителям показывать» - в голосе капитана звучала усталость.
«Устал мужик весь день по жаре нарушителей ловить» - только и оставалось мне думать, а сказал я другое: – ««Замотался я сегодня, товарищ капитан, почти четыреста километров проехал, за рулем с шести утра. Объекты объезжаю».

Потом я добавил:
- «Самосвал сегодня у меня с маршрута съехал, позвонили из карьера, говорят пропал, не грузится. Он песок в строящийся пионерлагерь возит. Поехал на розыски, нашел в лесу водителя, выпимший спал в кабине...новый человек, недавно взяли на работу. Да...– пока привел в чувство, пока сам за рулем отогнал МАЗ к пионерскому лагерю, пока отвез штрафника в управление и привез сменного, полдня прошло. Жара, управление далеко, дело стоит, злость нарастает.
И потом еще три точки – у меня там двадцатитонные краны, дизельэлектрические работают, ДЭКи. Езжу сам, главный инженер болеет, главный механик запчасти ищет...
Устал я, капитан...понимаю, что не прав, скорость превысил, так что штрафуйте...»

Капитан слушал не перебивая:
- «Что-то мне фамилия ваша знакома и лицо вспоминается. Вы что заканчивали?»
- «Политех, автомобильный факультет, в 1977-м» - я заинтересованно посмотрел на гаишника.
Услышав ответ, капитан подобрел лицом, - «А я в 80-м, после армии, там же и это же заканчивал».

Что говорить, иногда так бывает. Готовишься к неприятности, а получается все наоборот, удачно.

Капитан протянул руку – «Николай». Я пожал её – «Сергей».
Он подал мне документы – «Однокашникам скидка», улыбнулся – «Не нарушайте больше. Сам от жары изнываю, но это не повод расслабляться» - он подавил улыбку.

Я вышел из его машины, улыбка растягивала губы, на душе было хорошо. Не оттого, что избежал штрафа. А оттого что встретил хорошего человека. Который так же «плавился» весь день на службе и даже после этого был способен принимать верные решения. Я подумал также, что даже не учись мы в одном институте, он бы предупредил и отпустил без последствий другого замотанного в конец водителя.
Во всяком случае, я так хотел думать…

И снова для читателей, не заставших 90-е...
Не было в машинах ГАИ видеорегистраторов, не велась запись разговора...
Сотрудники ГАИ в то время, имею ввиду офицерский состав, как правило учились в вузах на автомобильных специальностях, а не в академии МВД. Потому и встречались тогда чаще понимающие ситуацию нарушения люди.

В общем...а что, собственно, в общем - каждому времени свои герои...

©

0

2

Читаем Стругацких

Понедельник начинается в субботу

Есть одно занятие, любимое некоторыми, которое  дает возможность внести ясность в неясные или не имеющие под собой основания факты, приводимые  писателями в своих произведениях. Речь о том, что иной раз сталкиваешься с поверхностным описанием некоторых событий или действий героев какой либо книги. А уверенность в том, что тот или иной эпизод описан неверно или слишком приблизительно, основывается на знаниях заметившего эти неточности читателя.

Ну что же, начнем разбирать и комментировать.
Поехали – «Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры».
Прекрасный пример того, что авторы не были хорошими водителями. Ни один уважающий себя шофер, а тем паче автовладелец, не станет так измываться над подвеской автомобиля. Пущенный «под колесо» камень, особенно крупный, непременно внесет свою лепту в процесс постепенного разрушения элементов этой самой подвески – сайлентблоков,тяг...да и пружины, и рессоры тоже будут не в восторге от ударов, передающихся на них  от камней, через колесо. А само колесо, шина – она пострадает в первую очередь. Разрушение корда, пузырь на боковине, порез той же боковины...можно только перечислять. Кто-нибудь  скажет – «Да, но это произойдет не сразу, процесс «разбития» подвески не мгновенный, автомобиль еще проедет сколько-то...» и так далее. Да, а кто-то вспомнит, что автомобиль прокатный и чего его жалеть...

Как автомобильный инженер по профессии и водитель с сорокалетним стажем  хочу заметить, что «пускать крупные камни под колесо» может только новичок с только что полученными правами или женщина...крайний персонаж упомянут именно для подчеркивания абсурдности данного действия.
Продолжаем – в багажнике лязгали и грохотали пустые канистры»...Прекрасно! Лучше некуда!
Даже не профессиональный шофер, даже программист Привалов должен был просто переложить канистры возимыми вещами, лучший вариант – закрепить ремнями, ну да это уже изыск. В любом случае, канистры не издавали бы лязг и грохот, потрудись комсомолец Привалов подумать, прежде чем отправиться в неблизкий путь по советскому Северу.

Теперь вот этот эпизод – «Справа из леса вышли двое, ступили на обочину и остановились, глядя в мою сторону.
Один из них поднял руку. Я сбросил газ, их рассматривая. Это были, как мне показалось, охотники, молодые люди, может быть, немного старше меня. Их лица понравились мне, и я остановился».
Не знаю сколько  времени понадобилось Привалову, когда он  «сбросив газ» начал  «рассматривать лица, определять возраст, сформировывать свое отношение к «голосующим», просто надо отметить тот факт, что «рассматривая лица», он таки   управлял автомобилем на дороге с гравийным покрытием, с «крупными камнями», беспрестанно пускаемыми им под колесо, а Москвич-407, обладая  довольно узкой колеей, был очень капризен в управлении на проселках и гравийках. В общем, я не знаю как он справился с двумя решаемыми одновременно задачами – рассматривание незнакомцев и управление автомобилем. По тексту книги – удачно. По реальной жизни – не уверен.

Далее - «Бородатый невнятно соглашался и всё хлопал и хлопал дверцей. «Плащ подберите, — посоветовал я, глядя на него в зеркало заднего вида. — У вас плащ защемляется». Минут через пять всё наконец устроилось». 
Видимо Привалов в самом деле устал от долгой дороги. Он не убедился, что пассажир на заднем сиденье устроился как надо, закрыл ли он дверь. Может как литературный прием, подчеркивающий факт усталости, этот эпизод и хорош, но с точки зрения занудного автомобильного инженера, не совсем.

И на закуску - «Впереди я увидел большую россыпь камней, притормозил и сказал: «Держитесь крепче». Машина затряслась и запрыгала. Горбоносый ушиб нос о ствол ружья. Мотор взрёвывал, камни били в днище. «Бедная машина», — сказал горбоносый». 
Ну вот и приехали! Привалов «штурмом» берет «большую россыпь камней»! Зачем так, с налета...машина трясется и прыгает, камни бьют в днище и не только – они бьют в дно бензобака, поскольку все заднеприводные Москвичи имели одинаковую конструкцию – верхняя часть закрепленного в багажнике бензобака являлась дном багажника, а нижняя проносилась над дорогой и была подвержена ударам камней, веток и всего прочего, что находилось на дорожном полотне.
Не думаю, что Привалов хотел пробить дно бензобака. Он просто не знал этой опасности.
Вернее не знали братья Стругацкие.

Книга очень нравится. Перечитана многократно. «Зачитана до дыр».
Просто есть пару мест, где профессионал увидел нестыковки. Не определяющие, кстати, все остальное – сюжет, язык, описание героев книги.

©

Отредактировано Арчибальд Арчибальдович (2022-12-02 16:37:33)

0

3

Вот и замечательно! Как и было обещано, Арчибальд Арчибальдович представил свою следующую работу.
Надеюсь на дальнейшее сотрудничество в этом интересном деле...

0

4

Сотрудничество вполне может вылиться и в публикации своих собственных "изделий"...

Рерайтинг рерайтингом, а свое тоже имеется.

0

5

Эта вещица была написана несколько лет тому под влиянием происшествия на даче...

"Что может быть лучше плохой погоды?"

Помню был  болгарский фильм с таким названием - агенты, преследователи агентов...главный герой в белом плаще и у него все получалось.

А сейчас о грустном...
Плохая погода была в наличии. Пасмурное небо, довольно чувствительный ветер и холодно - не мороз, но так, совсем не майские одиннадцать градусов. Может все и случилось потому, что была плохая погода, а на герое не было белого плаща...

Герой - ваш покорный слуга, уважаемый читатель...

Затеянная работа по разборке старой теплицы на даче подходила к окончанию - оставалось только забраться на лестницу и стукнуть пару раз молотком снизу по лежащей на среднем столбе балке. Чтобы старый ржавый гвоздь отпустил ее.   Приставленная умелыми руками героя к поперечине  пространственной деревянной конструкции лестница  шаталась - поперечина не выдержала ударов сырости и времени и в любой момент была готова треснуть посередине, но это не остановило героя.

Вот он уже стоит на третьей ступеньке лестницы и ... взмах молотка... дальше как в замедленном фильме - поперечина ломается, лестница плавно и долго падает...герой, мгновенно сгруппировавшись и мысленно аплодируя себе, падает в сторону от лестницы.

Ура! Все хорошо!

Резкий и довольно чувствительный  удар по подошве правой ноги становится потрясением...

На следующий день визит к травматологу. Рентген правой ступни в двух ракурсах показали отсутствие трещин и иных повреждений костной ткани героя.

Нога  болела две недели, помнится...

То, что о себе подумал, а потом и  сказал герой, вернувшись из поликлиники, приводить здесь не будем...нецензурные выражения на нашем форуме не приветствуются категорически.

Что может быть лучше плохой погоды?

©

0

6

Падать вообще вредно для здоровья.
Помню, как по гололёду потерял равновесие и неудачно упал, выставив инстинктивно руку вниз...связки в плечевом суставе были недовольны...долго...месяца два...
Хорошо, что ничего не сломал...

0

7

Вечернее наблюдение в вагоне метро

Сегодня в метро напротив меня сидели две девушки и читали ... КНИГИ! Заглавные буквы соответствуют событию. Уткнувшиеся в гаджеты попутчики тихо исчезают в тумане!
КНИГИ...бумажные носители информации, как теперь принято говорить...
Одна из девушек читала 'Три мушкетёра" Дюма, вторая - "Тайная лавка ядов" Сары Пеннер.
Насчёт "Трёх мушкетёров" всё понятно, а вот книгу этой самой Сары Пеннер я не читал и имя автора, которое я прочитал на обложке мне ничего не говорило.
Уже дома, освободившись от дел, я нашел в Сети:

Аннотация к книге "Тайная лавка ядов"
Самый громкий дебют 2021 года о ядах, мести и женской силе.

1791 год. Холодным февральским вечером Нелла в своей аптекарской лавке ожидает новую заказчицу. Когда-то Нелла была целительницей, а теперь использует свои знания, чтобы помочь отчаявшимся женщинам освободиться от мужчин, обошедшихся с ними подло и жестоко.
Но в тот вечер у нее на пороге появляется двенадцатилетняя Элайза. Их знакомство приведет к неожиданным последствиям, которые подвергнут опасности саму Неллу и всех женщин, чьи имена она бережно хранит в своем журнале.
Наши дни. Кэролайн Парсуэлл пожертвовала многим ради семьи. Накануне годовщины свадьбы, она узнает о неверности мужа и отправляется в Лондон, чтобы отвлечься и прийти в себя. Бесцельно бродя по городу, Кэролайн все глубже уходит в свои переживания, пока неожиданно не находит на берегу Темзы старинный голубой флакон...

"Фанаты исторических романов счастливы: Лондон XVIII века, тайны, яды, интриги. Высококлассный сюжет!"

Ну вот так - девушка читает "самый громкий дебют 2021 года"...
Неплохо!
О содержании "женского романа" сказать кроме слов из аннотации мне нечего, но факт налицо - новинку читают у нас!

В общем, я хотел сказать о том, что КНИГИ ещё читают и это замечательно!

Теперь несколько фактов из моего "наружного наблюдения" - у обеих читательниц отсутствовал маникюр. Ногти были короткие, чистые. И это наводило на мысли о работе, требующей такого ухода за руками. Не знаю - медсестра, врач, повар...какой профессии мешают нынешние "когти" некоторых красоток?
Одеты девушки были вполне "в тренде" сегодняшних изгибов молодежной моды - массивные ботинки, брюки, куртки...

Вот такая зарисовка из вечернего вагона метро...дело было в половине седьмого вечера, поезд вез народ с работы...в основном...

Итак, книги читают девушки. У них отсутствует маникюр на коротких ногтях. Одеты по теперешней моде.

Так кто же они?

Не знаю...

©

0

8

Книги читать несомненно удобнее, да и полезнее, чем с экрана смартфона...
Порадовали этим наблюдением...

0

9

Ещё один неожиданный поворот в "архитектуре" форума - мой друг, с которым мы "прошли вместе" не один сетевой ресурс, узнав о том, что я собрался завести для себя эдакий "домашний" форум, предложил мне размещать время от времени его литературные вещицы. Он не профессиональный литератор, а как нынче повелось у многих, иногда пишет, утоляя давнишний голод в реализации своего таланта, и я не побоюсь этого определения...часто его миниатюры и новеллы читаются с удовольствием...

Итак, предлагаю вниманию посетителей форума:

Намедни, моя стиральная машина «Ардо», итальянская, отслужившая верой и правдой десять лет, как говорится «накрылась медным тазом», а говоря техническим языком – вышла из строя.
Написал – «накрылась медным тазом» и подумал -  когда-то стирали в тазах, а теперь слово «таз» используют в составе «крылатой фразы». И надо отдать должное тазу, он заслужил это, а крылатой фразы, что «что-то накрылось стиральной машиной» не будет  никогда…

Я отвлекся. Продолжаю. Выбросить её мне было жалко. По старой привычке  инженера хотелось извлечь из машины и использовать  всё мало-мальски полезное - электромотор, крепеж и корпус. Корпус я хотел использовать для того, чтобы привести в приличный вид водопроводный кран с раковиной, установленный на даче в саду – старая деревянная обшивка этого сооружения  превращалась в труху от сырости  и от старости.

Итак, сказано – сделано. В один из вечеров после работы я приступил к разборке «заморской» вещи.
А теперь прошу внимания случайных читателей. ТО, что будет написано после этих строк, я смело отношу к категории «почти по Финнею».
Если кто-то занимался подобным делом – разборкой стиральных машин, то знает, что на корпусе барабана закреплены грузы – противовесы из бетона. А гайки на болтах, которые крепят эти грузы, расположены в углублениях, и добраться  к ним можно только торцовым ключом, или сменной головкой из набора.
Ничего страшного в этом нет, однако…когда я достал из ящика в лоджии набор головок, я тут же вспомнил, что покупая его лет двадцать назад, не проверил комплектность. А уже позднее, обнаружил, что головки на «13» в наборе не было. Вместо неё в углублениях красовались две головки на «11». Я открыл крышку набора и убедился, что память меня не подвела…а мне нужна была именно эта головка…
Пришлось отложить работу.

Пару дней я размышлял, где взять такую же головку – покупать отдельно не хотелось, на работе, как я вспоминал, такой головки, да и вообще, набора головок, у меня в лаборатории не было. Пару дней я время от времени перебирал в памяти все закоулки, шкафчики, полочки в своем лабораторном «хозяйстве» и пришёл к выводу, что  такой головки я не видел за всю бытность завлабом.
На третий день я поднялся в свою лабораторию на шестом этаже полить цветы. Работать в этом помещении нам приходилось не часто, а за цветами надо было ухаживать. И для разминки, я два раза в неделю поднимался по лестнице со второго этажа на шестой.
Открыл дверь ключом, вошел и  оглядел помещение – столы, пару компьютеров, окна и верстак, приютившийся у самой двери. Все было в порядке. Скорее по привычке, чем по необходимости я подошел к верстаку и открыл дверцу отделения с инструментами.

Потом потянул на себя верхнюю полку…в пластмассовой коробке «из-под чего-то» ЛЕЖАЛА ГОЛОВКА НА «13»…

Вечером дома я закончил начатое дело.

Всё написанное – абсолютная правда, без вымысла…и  это не дает мне покоя…

Наверное, Финней был прав – нужно мысленно представить себе что-то и это что-то произойдет…в его романах это были перемещения во времени…у меня – «материализация» нужного мне инструмента...

©

0

10

Ещё из серии "почти по Финнею" от моего товарища:

Коротенько, минут на сорок, больше не надо..."
Это я о том, что будет сейчас написано и, возможно, прочитано...
Я наблюдательный товарищ, иной раз даже чрезмерно...поэтому предлагаю к рассмотрению вот такой случай: едем в выходной день на дачу, на одном из светофоров, ожидая зелёного, обратил внимание на редкий теперь автомобиль "Шкода Фелиция". Он проехал по улице, на которую я собираюсь повернуть за пару секунд до включения разрешающего сигнала светофора нашему авто. Наконец зелёный зажёгся, я поворачиваю налево и через сотню метров обгоняю Шкоду. Номер на ней ещё старого образца, что тоже сейчас редкость. В салоне я бросив взгляд, увидел детей и бабушку на заднем сиденье, значит тоже едут за город...

Сорок минут на исходе (шутка)...

Вечер, половина восьмого, возвращаемся с дачи, подъезжаем к тому самому перекрёстку. Останавливаюсь, теперь нужно повернуть направо, но горит красный. Ждём, осматриваюсь по сторонам, солнце уже низко...повернув голову налево, смотрю на стоящие рядом автомобили, их немного, полоса слева свободна и...утренняя Шкода Фелиция с детьми и бабушкой на заднем сидении скрипнув тормозами останавливается рядом...
Через мгновение мы тронулись на зелёный свет. Я повернул направо, к дому, Шкода поехала прямо, как и утром, только в обратном направлении...
Совпадение, конечно...
Однако, любопытное...

©

0

11

Ещё вещица от моего товарища...читаю и вспоминаю себя... что-то есть общее

Когда начинаешь вспоминать прошлое – значит начинаешь стареть. С другой стороны – без прошлого нет будущего. Известная фраза, может быть даже - заезженная. Все это  так. И у каждого  - по-своему.
У меня  вот так - отрывки детства, юности, зрелости. Неупорядоченные по времени и месту случайные воспоминания. Цели написать историю своей жизни нет. Пришедшие на память эпизоды хороши тем, что они запомнились, не растворились…

Третий класс школы. На уроке рисования учительница задала домашнее задание – нарисовать свою школу. Точнее – здание своей школы в альбоме для рисования и раскрасить цветными карандашами. Надо сказать, что я никогда не просил своих родителей помочь мне, как тогда говорили - «приготовить уроки». Учился я хорошо, был отличником и в этот раз я принялся за дело самостоятельно.

Не помню уже почему, но я не стал рисовать дома, на столе, как говорится «под линеечку» -  чтобы линии были ровные. Я взял простой карандаш, ластик,  альбом и пошел к школе. Надо сказать о том, что школа наша стояла в окружении деревьев, в основном елей. Дело происходило на Севере, в Архангельской области, в военном городке, где служил мой отец. Школа была новая и военные строители построили ее прямо в лесу, как и весь наш городок.

Среди деревьев нашелся пенек и я устроился на нем. Здание школы было метрах в пятидесяти передо мной, видно было хорошо и я начал рисовать. Сколько времени я рисовал уже не помню. Но рисунок мне понравился – школа на листе в альбоме была такая, как я её увидел. Я вернулся домой и цветными карандашами раскрасил свой рисунок. Помню, что окрашена школа была в желтый цвет. Быть может потому, что краски севера скупы и в зелени хвойного леса желтое пятно здания школы смотрелось ярко и весело.

На следующий день на уроке рисования учительница ставила нам оценки за домашнее задание. Дети получали пятерки – в их альбомах была нарисована школа. Ровные линии «под линеечку» выглядели аккуратно, все было симметрично и красиво. Все нарисовали школу как чистый и опрятный чертеж, раскрашенный в желтый цвет.

Мне учительница поставила четверку… Замечание было такое – линии неровные, рисунок получился не плоский, как у остальных, а объемный…
По-моему я заплакал…было обидно. Очень обидно, ведь именно  ТАК я видел свою школу…Я старался, я нарисовал школу как мне хотелось, как она на самом деле выглядела в окружении деревьев…да, рука моя не смогла везде ровно провести линии…

Я тогда еще не знал различия между рисунком и чертежом, но чувствовал, что я прав – я РИСОВАЛ, а не чертил свою школу…
Учительница, увидев мои слезы, исправила оценку на «пять с минусом», но  мне было уже  все равно…

Я никогда позднее не жалел, что поступил именно так – нарисовал свою школу «с натуры».

Может быть потому, что именно тогда я неосознанно начинал понимать цену собственного взгляда на вещи...

©

0


Вы здесь » Личная парадигма » Проза участников » Рассказы, миниатюры


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно